Священномученик Феодор Дорофеев, монах Асинкрит (Ключарев), монах Астион (Коршунов)
Изъятие церковных ценностей из Храма села Аким-Анна в 1922 г.

 

Священномученик Феодор Дорофеев

nhgBUxieDFM[1]

 

До 1932 года в Иоакимо-Анновском храме села Аким-Анна служил священник Федор Дорофеев, который на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года был причислен к лику святых вместе с тысячами Новомучеников и Исповедников Российских.

Отец Федор всегда был открыт и справедлив, самоотверженно служил Богу и людям. Родился в крестьянской семье в с.Константиново (Владимирская область), 1896 году окончил Владимирскую Духовную Семинарию. В 1906 г. был рукоположен в сан диакона и служил в Тихвинской церкви села Выпуклово Александровского уезда Владимирской губернии. По рукоположении в сан священника служил в Сретенском храме в селе Константиново Московской губернии и в храме святых праведных богоотец Иоакима и Анны в селе Аким-Анна.

В 1931 г. была закрыта Сретенская церковь с.Константиново. Прихожане стали хлопотать о ее открытии. 7 декабря 1932 года в с. Аким-Анна о. Федор был арестован.

Из обвинительного заключения по делу № 1196 по обвинению Зубова А.И., Дорофеева Ф.Е., Коршунова В.П., Никитина С.Д., Ключарова В.М., по статье 58 пп.10 и 11 УК: «1933 года января 10 дня я, оперуполномоченный ПП ОГПУ Московской области Успенский, рассмотрев следственное дело 1196, нашел, что в деревнях Якиманское, Козлово, и Черницкое Константиновского района существовала антисоветская группа церковников: Зубов-середняк, поп Дорофеев, монахи Ключаров и Коршунов, кулак Никитин. Участники группировки, преследуя цель срыва мероприятий советской власти по развитию колхозов, собирали нелегальные собрания в доме единоличника Фролова, на которых проводили читки и разъяснения в антисоветском духе религиозной литературы, возбуждали суеверие отсталых групп населения. Обвиняемые Зубов, Коршунов, Ключаров, Никитин и Дорофеев виновными себя не признали. На основании изложенного… Дорофеев Федор Ефимович…обвиняется в антисоветской агитации среди населения с использованием религиозных предрассудков отсталых групп населения, в участии в антисоветской группировке, т.е. в преступлениях, предусмотренных статьей 58 пп.10 и 11 УК». Никто из обвиняемых, проходивших по делу, как и о.Феодор, виновными себя не признали.

Кроме этого, отец Феодор был обвинен в том, что во время богослужений призывал верующих оказывать помощь храму. Выписка из протокола заседания тройки ПП ОГПУ Московской области 21 января 1933 г.: «Слушали дело 1196…Постановили: Дорофеева Федора Ефимовича заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет, считая срок с 7 декабря 1932 года». По воспоминаниям младшего сына отца Феодора – Владимира, они с отцом лежали на полатях, тот рассказывал некую быль, и вот в это время постучали люди из ОГПУ, вошли в белых полушубках и забрали отца…за «два слова» — спросил у соседа: «Почему ты работаешь за палочки? Работать надо за хлеб и за деньги, потому что колхозы все равно не устоят».

Вернувшись из заключения, о. Федор стал служить в храме д.Стариково-Зятьково (Московская область Талдомский район).31 октября 1937 г. был снова арестован по обвинению в «антисоветской агитации». Основное обвинение предъявленное по делу 1937г. о.Федору: «В апреле 1937г.среди детей вел а/с пропаганду, ведущую на срыв подготовки к 1 Мая (совпадающеев тот год с праздником Пасхи), он говорил: «Вам надо готовиться ни к Маю, а к Пасхе, которая будет у нас. Пасха есть праздник установленный давно, несколько лет [веков] назад всем народом, призывал народ на посещение церкви»». 10 декабря 1937 г. о.Федор был растерян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.



Монах Асинкрит (Ключарев)

Монах Асинкрит (Ключарев Василий Михайлович) родился в 1872 году в с.Старая Слобода Александровского уезда Владимирской губернии. Из личных почетных граждан, сын псаломщика, получил домашнее образование.

С 1 июня 1907 года послушник в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. 14 марта 1909 года принял монашество. Исполнял послушание свечника в Успенском соборе Лавры. В 1919 году после закрытия Лавры перешел с братией в Гефсиманский скит при Троице-Сергиевой Лавре (г.Сергиев Посад). 7 декабря 1932 года в селе Аким-Анна был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.

Из материалов дела:
Обвинение «антисоветская агитация среди населения с использованием религиозных предрассудков отсталых групп населения» Статья ст.58-10,58-11 УК РСФСР
Приговор 5 лет концлагерей с заменой на 5 лет высылки через ПП ОГПУ в Казахстан
Групповое дело «Дело священника Дорофеева Ф.Е. и др. Московская о. 1933г.»
«В 1932г. в Константиновском районе Московской области была раскрыта антисоветская группировка церковников, члены которой собирали на легальные собрания крестьян, на которых производили читки, разъясняли в антисоветском духе религиозную литературу, возбудили суеверия среди отсталых слоев населения».
По следственному делу главным обвиняемым признавался священник с.Якиманское Дорофеев Федор Константинович, который был связан с монахами закрытой Троице-Сергиевой Лавры, в том числе и с Асинкритом Ключаревым, который поселился в Константиновском районе.

В 1933 году сослан в Казахстан, дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован в 1990 году по году репрессий 1933.


Монах Астион (Коршунов)

Монах Астион (Коршунов Василий Петрович) родился в 1866 году. До ареста 7 декабря 1932 года жил в с. Козлово Константиновский района Московская области.

Из материалов дела:
«1933 года января 10 дня я, оперуполномоченный ПП ОГПУ Московской области Успенский, рассмотрев следственное дело 1196, нашел, что в деревнях Якиманское, Козлово, и Черницкое Константиновского района существовала антисоветская группа церковников: Зубов-середняк, поп Дорофеев, монахи Ключаров и Коршунов, кулак Никитин. Участники группировки, преследуя цель срыва мероприятий советской власти по развитию колхозов, собирали нелегальные собрания в доме единоличника Фролова, на которых проводили читки и разъяснения в антисоветском духе религиозной литературы, возбуждали суеверие отсталых групп населения. Обвиняемые Зубов, Коршунов, Ключаров, Никитин и Дорофеев виновными себя не признали.»


Изъятие церковных ценностей из Храма села Аким-Анна в 1922 году

ПРОТОКОЛ

Изъятия ценностей из имущество Иоакиманской церкви Констант. вол. от 27 мая 1922 г. на основании постановления В.Ц.И.К. от 28-го февраля с/г и согласно мандата за № 1305 от 24 мая 1922 г.представителями Сергиевского Уисполкома: уполном. т. Морозовым П.В., его пом. т. Ветровым Н.П. и секретарем т. Галтыхиным М.М.
в присутствии представителей общины верующих священника Дорофеева Ф. Е.; диакона гр-на Парижского В.В.; члена церковного совета гр-на Бегугова М.В и предст. группы верующих гр-на Кузнецова П.М.
изъяли для передачи в Гохран в фонд помощи голодающим ценности согласно имеющейся при общине заверенной описи при сем прилагаемой, при чем при приеме оказались следующие несоответствия против ценностей, указанных в описи Старой книги не оказалось. Наличными деньгами указанными в описи оказались 23 билета Государств. Казн. 50 рублевого достоинства и 2 билета 25 ти.рублевого достоинства — Всего на сумму 1200 (тысяча двести) руб. Кроме того, книжка Государств. Сберегательной кассы за № 1106 от 28/III 1919 г. — выданный Госуд. Сберег. Кассы. № 5
Со стороны представителей общины верующих при передаче ценностей заявлена жалоба на неправильности, допущенные при изъятии церковных ценностей, заключающиеся, по мнению жалобщиков в не имеется.

Ценности, поименованные в описи, приняли
П. Морозов, Н.Ветров, М.Галтыхин
Ценности сдали представители общины верующих
священник Дорофеев, В.Парижский, М.Бегунов.

Копию акта получил: староста А.Б?


ОБЩАЯ ОПИСЬ ЦЕННОСТЕЙ
Изъятых из церкви Иоакиманской Константинов. вол. КомиссиейСергиевского уезда.

№№ по пор.

№№ места

Точный вес места.

Количество предметов в месте.

Общее наименование ценностей (зол., брил, камни, серебро, сереб. с камнями и т.д.)

Общий вес с:
9 ф. 28 зол. серебра

Две Крышки с Евангелия серебр.
Одна Риза с Рождю Богород. серебр.

Три

Креста серебряные.

Одна

Лампадка мал. серебряная.

Одно

Кадило

Два

Потира

Две

Звездицы

Два

Дискоса

Четыре

Тарелочки

Одна

Лжица

Один

Ковшичек

Наличными деньгами указанные в описи оказались билеты Казначейства на сумму 1200 (одна тысяча двести) руб.; книжки Госуд. Сберегат. Кассы за № 47294 и временная квитанция, выданная Гос. Сберег. Кассой от 28/III — 1919 г.

Примечание: взамен серебряных предметов получена серебряная монета весом 9 ф. 28 з. (девять фунтов двадцать восемь золотников) на сумму 204 руб. 30 коп. (двести четыре рубля тридцать копеек) и одну золотую монету пятирублевого достоинства.

Уполномоч. уездной Комиссии: П.Морозов
Представители верующих: священник Дорофеев В. Парижский староста А.Б? М. Бегунов
Поименованные места принял:

Контролер ГОХРАНА:

По материалам газеты «Пятницкое подворье» (№ 54 июль 2009 г.), подготовил и. Гедеон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *